В конце XIX века в Орске не было профессионального театра, но любительская труппа имелась уже в 1890-е годы, о чем говорят многие афиши и газетные статьи тех лет.
Среди любителей драматического искусства в Орске были учителя местных школ, врачи, чиновники разных присутственных мест, домашние хозяйки. Это и мещане, и купцы. Были драматические самодеятельные коллективы в училищах, гимназиях, медресе.
Корреспондент из Орска писал в газете “Оренбургский листок” от 23 января 1894 года, что любители драматического искусства дали в зале городского училища (ныне ул. Советская, 55) спектакль в пользу учащихся. Была поставлена комедия Тихонова “Через край” и водевиль “Бесенок” автор Зазулин. Пьесы прошли хорошо, “...любители и любительницы высказали выдающиеся сценические способности. Так, И.Г.Смирнов и П.М.Солодов еще молодые люди, но роли провели умело и безупречно. Публики на спектакле было сравнительно много и сбор был, сравнительно с захолустьем нашим, блистательный. Распорядители даже музыку нашли, хотя с довольно большими хлопотами”. Извещали горожан о предстоящих спектаклях красочные афиши на цветной бумаге и даже на ткани, которые печатались с “дозволения начальства” в частных орских типографиях М.П. Яковлева и А.А. Жабчинского.
1899 год - год столетия со дня рождения великого российского поэта Александра Сергеевича Пушкина, широко отмечался и в Орске. Своим решением городская дума переименовывает одну из главных улиц - Думскую, в Пушкинскую (ныне ул. Л. Толстого).
Любительские театральные труппы (а их было в то время две) включили в свой репертуар спектакли по произведениям А.С.Пушкина. Так, 30 мая 1899 года был поставлен спектакль “Станционный смотритель” (драма в 3-х действиях из повести того же названия А.С.Пушкина, переделана Куликовым). Во втором отделении, извещала афиша, будут представлены “Две живые картины” из произведений поэта.
![](/img/article/teatr_1.jpg)
Любительская театральная труппа.
Спектакль устраивался Орским уездным комитетом Попечительства о народной трезвости в помещении орской чайной. В зрительном зале 1-ый ряд стоил 1 р. 50 коп., а 2-ой уже 1 р. 10 коп. Последний 14-ый - 20 коп. и галерея - по 10 коп. Цены, как сообщает афиша, уменьшенные с включением благотворительного сбора, который предназначался в пользу соседних голодающих губерний. Благотворительный сбор оплачивался марками, наклеенными на билеты. Распространялись билеты заблаговременно в магазине Назарова и в день спектакля.
В представлении участвовало 12 актеров-любителей, в том числе Смирнов А.А. - орский мещанин, постоянный участник спектаклей, Голоховский Н.К. - чиновник, Жабчинский А.А. - впоследствии содержатель типографии, Фенелова Л.М., Куликова О.И., Терехин Г.М. и др. После спектакля организовывались танцы. Красивая на желтом фоне афиша N 3 о спектакле “Станционный смотритель” разрешена к “печатанию” уездным исправником (по нынешнему - начальник горуправления внутренних дел) Бекчуриным Мир-Юсуфом Мир-Салифовичем.
Актеры-любители ставили два спектакля в начале и конце года и, как правило, в двух отделениях.
К началу XX века уже давали представления в Общественном собрании. Вопрос об открытии его ставили в гордуме еще в 1891 году. Двухэтажный каменный дом в 1897 году был куплен Комитетом попечительства, перестроен и “при нем деревянный флигель”.
2 февраля 1900 года был поставлен спектакль “Майорша” по драме Шпажинской И.В. в 5-ти действиях театральной комиссией Комитета попечительства под руководством М.Листова, ветеринарного врача. А также водевиль «Женское любопытство» с музыкальным оформлением.
А 16 февраля был дан спектакль “Орским общественным собранием в орской чайной Орского уездного Комитета попечительства о народной трезвости, сбор с которого предназначался в пользу библиотек при орской городской больнице и арестном помещении”. Представлялась пьеса из народной жизни “В селе Знаменском” и лирическая сказка Т.Щепкиной-Куперник “Месть амура”. В афише N 2, напечатанной на красном шелке, указана распорядительница Боянус А.И. К сожалению, не известны имена художников-декораторов. Состав труппы пополнился любителями: Браун Ф.М., Кольчугиной Л.А., Фокиным И.Ф., Безсоновой Е.П., Маргулис Я.И., Костиным П.А., Добронравовым П.П. и др.
В конце 1903 года Орск посетила профессиональная группа русско-малорусских артистов, представлявших драму П.М. Невежина “Вторая молодость” с участием любителей из Орска. Среди них была Людомирская Л.М. Во втором отделении шел малорусский водевиль «Диевы люды». Здесь же играл оркестр под управлением А.А.Шумилина.
Театральные труппы в городе хотя и были только любительскими, но настолько выросли профессионально, что в 1905 году в Орске был уже уполномоченный Русского театрального общества, состоявшего под Августейшим покровительством Государя Императора, дворянин Владимир Алексеевич Шклярович,
80-летие Л.Н. Толстого орские артисты отметили постановкой пьесы “Власть тьмы”, о чем писала “Оренбургская газета” в корреспонденции за 13 марта 1908 года: “20 февраля любителями и любительницами драматического искусства под распорядительством Е.В. Отвиновского была поставлена драма Л.Н. Толстого “Власть тьмы”. Спектакль прошел с большим успехом. Из исполнителей более всех понравились А.А. Логинова, Е.А. Умрихина и В.И. Смирнов. Декорации очень хороши во всех актах. В повторном представлении особенно удачно выступили любители Л.Н. Нелидова и Д.И.Малеев”. Л.Н.Нелидова - это псевдоним Лидии Николаевны Сейфуллиной, работавшей тогда учительницей Александровской женской школы. Впоследствии (1909-1911 г.г.) Лидия Сейфуллина проявила свои способности, как актриса, в антрепренерской театральной труппе (Оренбург, Ташкент, Вильно и др.) И далее газета сообщала, что для орской сцены была новинка - состоялся дивертисмент, в котором малороссийский хор любителей исполнил несколько песен и было прочитано Л.Н. Сейфуллиной стихотворение Скитальца (псевдоним С.Г. Петрова) “Колокольчики- бубенчики звенят”.
![](/img/article/teatr_2.jpg)
Фото Лидии Николаевны Сейфуллиной
Нельзя сказать, что городские власти не проявляли интереса к развитию драматического искусства в Орске. Так, на своем заседании городская дума 28 марта 1913 года рассматривала вопрос о ходатайстве любителей-артистов: Е.В. Отвиновского, акцизного контролера, П.И. и В.И. Смирновых, орских мещан, Ф.И. Ховрина, крестьянина и Якобсона М.И., фармацевта об отводе и аренде места под постройку летнего театра в городском саду. Была создана комиссия из 5 человек. Через два месяца вернулись к этому вопросу, но рассмотрение его отложили под предлогом “...когда представится возможность”.
Летом того же 1913 года организаторы-учредители в составе 11 человек подали прошение в Оренбургское губернское Присутствие по делам об обществах о регистрации Орского кружка любителей драматического искусства. Но получили отказ ввиду того, что в Уставе драмкружка предусматривалась прибыль от ведения театрального дела, запрещенная “Правилами об обществах и союзах” еще в 1906 году. Не было предусмотрено местонахождение правления кружка, порядка изменения Устава, не указан район деятельности, размер взносов действительных членов и др.
В театральном зале Общественного собрания орцы (орчане) 11 февраля 1914 года смотрели любительский спектакль “Заяц” (оригинальная комедия в действиях, сочинение И.И. Мясницкого) под распорядительством М. Поповой, учительницы Александровского училища. Сбор от спектакля поступил в пользу недостаточно обеспеченных учениц орского Александровского 2-х классного училища. Печать афиши разрешена уездным исправником Михайловским В.Д.
Во время антрактов играл любительских духовой оркестр, были танцы. Занято в постановке 13 артистов-любителей нового поколения, в том числе В.И. Гидлевский, инженер на строительстве Орской железной дороги, Канфер Александра Агаповна, Кузнецкий Н.В., канцелярский служащий, Леонидов Л.С., Лидина М.В., орские мещане.
С началом 1 мировой войны работа драмколлективов не прекращалась. В сентябре 1914 года под руководством Смирнова В.И., заведующего реальным училищем, была поставлена драма Найденова С.А. “Дети Ванюшина” в 4-х действиях.
Весной 1915 года ставился спектакль - народная драма “Не так живи, как хочется” и шутка “Я умер” (перевод с французского). Сбор от представления поступил на подарки Орскому полку. Под руководством Смирнова П.И. в постановке участвовали Шебункова Л.А. - учительница пения, Чернышева К.В., Борин А.А., Калинин И.А. и др.
Давали представления там, где были более менее подходящие помещения, так как Общественное собрание в 1914 году закрыли, как требующее ремонта. А 27 сентября 1917 года гордума принимает постановление о передаче в ведение города Народного дома (бывшее Общественное собрание) от уездного Попечительства о народной трезвости “...в целях приспособления его для культурно-просветительной работы так крайне желательной и необходимой”.
С 1909 года в Орске начинает работу еще один любительский драматический театр - татарский под руководством Мирхайдара Файзи (Мирхайдар Мустафович Файзулин, 1891-1928 г.г.), писателя, классика татарской литературы. Он же пишет пьесы. Так как женщины в работе участия не принимали, то женские роли играл Мирхайдар. Чаще всего представления были в доме Нигматуллина Ахметзяна (ул. К.Маркса, 7), но и ставили спектакли в Народном доме. Впервые в Орске 29 декабря 1917 года была поставлена “Галиябану” по известной пьесе М.Файзи.
![](/img/article/teatr_3.jpg)
Молодые татары, участники спектакля, поставленного в Орске 9 августа 1909 г.
Драматические коллективы в городе возобновили свою работу после окончания гражданской войны в Оренбужье.
В только что организованном (1919 г.) КСМ была выделена театральная секция, куда входили Кузьмин М., Рязанов, Рябинкина Н., Закопаева М. и др.
Ставились на сцене Народного дома спектакли “Накануне” (в 4-х действиях), драматический этюд “Старики”, “Разруха”, “Савва”, водевиль “Ночное” и др. Руководил драмкружком Иван Федорович Фокин - участник любительских спектаклей еще в 1900 году.
Из драмкружка вышли талантливые впоследствии актеры Рябинкина Наталья и Кузьмин Михаил.
Источники:
- Газета “Оренбургский листок” N 9 за 1891 г.
- Фонд Орского краеведческого музея, ИК 67054 (3,4,5), ИК 943, ИК 946.
- Адрес-календарь и справочная книга по Оренбургской губернии на 1905 г., г. Оренбург.
- ГАОО, ф.15, оп.1, ед.хр.126, л.64.
- ГАОО, ф.15, оп.1, ед.хр.329, л.89.
- ГАОО, ф. 10, оп.1, д.370,д.350/1.
- М.Х.Файзулин, Д.Абдулина “Мирхайдар Файзи”, изд. 1987 г., Казань.