Размер шрифта: Стандартный Средний Большой Контраст: Белый Черный
• Карта памятных мест Орска, посвященных ВОВ • Орск дореволюционный
 

Строительство завода № 228: ленд-лиз в Орске

6 апреля 2020

В экспозиции Орского краеведческого музея, в комплексе, посвящённом союзникам СССР по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны, одним из экспонатов является фотография газофракционирующей установки бензинного блока, сооружавшегося в Орске в 1943 – 1947 гг. Этот снимок приоткрывает одну из сторон взаимоотношений между СССР и США.

К началу Великой Отечественной войны в СССР доля высококачественного авиабензина составляла меньше 1% от всего производимого в стране топлива [1]. Поэтому уже в первый год войны начались переговоры с США о покупке нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) по производству авиабензина. 14 февраля 1943 г. ГКО принял постановление «О строительстве импортных нефтеперерабатывающих заводов». Всего предполагалось построить 4 НПЗ на основе оборудования, полученного из США по ленд-лизу. Один из них намечено соорудить в Орске. Новый завод получил номер 228. Его основой должна была стать установка каталитического крекинга «Гудри», на тот момент самая современная в мире. Место для будущего завода было выбрано рядом с уже существующим НПЗ им. Чкалова в районе посёлка Крекинг.

Приказом наркома нефтяной промышленности от 30 мая 1943 г. объявлено о форсировании подготовительных работ к строительству нового завода. К 1 июля Орская бригада «Нефтезаводпроекта» обязывалась выдать тресту № 1 Главнефтезаводстроя проект организации работ на стройплощадке. К 15 июля планировалось построить склады импортного оборудования, подъездные пути, лесопилку, завод шлакоблочных камней. К 30 июля необходимо было соорудить столовую, прачечную с дезокамерой, овощехранилище, 16 бараков на 1600 чел. и 6 землянок на 600 чел. Строительный трест должен был в течение июня обучить строительным профессиям 220 чел. В качестве разнорабочих предполагалось использовать 700 женщин из числа спецконтингента (российских немцев, призванных в трудармию) из Бугуруслана. 300 мужчин из числа спецконтингента предполагалось обучить монтажным специальностям. Всего же на строительстве завода № 228 планировалось задействовать 4,5 тыс. рабочих и инженерно-технических работников (ИТР) как вольнонаёмных, так и из числа спецконтингента [2]. Постановлением ГКО от 19 августа 1943 г.  пуск завода определялся на январь 1945 г.

В сентябре 1943 г. на площадку стало прибывать импортное оборудование. До 20 октября 1943 г. во Владивосток поступило 19476 тонн оборудования для завода № 228  [1]. Основным поставщиком стала американская фирма «E.B. Badger and Sons Co». Через неё свои поставки осуществляли и другие американские фирмы. Так, электрооборудование поставляла фирма «General Electric», противопожарное оборудование – «A.P. Smith MFG.Co». К марту 1944 г. стало ясно, что плановые сроки срываются. Так, к январю 1944 г. для завода № 228 получено около 69% общего тоннажа оборудования. По оценке американских экспертов, на 25 января 1945 г. строительные работы на заводе были завершены на 13 %, а на 31 марта 1945 г. процент готовности составил 16 % [1]. Причиной этого были: недопоставка и некомплектность оборудования, несвоевременный перевод документации на русский язык, необходимость строительства дополнительных объектов, нехватка кадров, причём не только квалифицированных. Разного рода ЧП также создавали трудности. Так, в феврале 1945 г. на складе импортного оборудования произошла авария пожарного водопровода, после которой пришлось ремонтировать новую контрольно-измерительную аппаратуру [3]. ГКО в 1945 г. дважды принимал постановления, призванные ускорить строительство импортных заводов, в том числе завода № 228 [4].

Летом 1945 г. ещё не всё оборудование было получено. В октябре 1945 г. назначена комиссия по выявлению отсутствующего оборудования, арматуры, трубопроводов и других материалов, необходимых для окончания монтажа бензинового блока завода [5]. Для ускорения пуско-наладочных работ решено самостоятельно изготовить недостающие детали импортного оборудования, что и было сделано в ноябре [6].

На строящемся предприятии постоянно находились американские специалисты: в 1945 г. это были М. Парк и Р. Драммонд. В документах за октябрь 1945 г. упоминается иноспециалист Ф. Рис. Они жили в коттедже на ул. Достоевского, их обслуживали повар и прачка-уборщица. К каждому американцу наркоматом нефтяной промышленности был прикомандирован переводчик. Кроме того, в штате завода был переводчик-архивариус.

Помимо треста № 1 Главнефтезаводстроя завод № 228 сооружали такие организации, как Строительство № 14 треста Центроспецстрой и Монтажное управление № 3 треста Нефтемаслозаводы. Наряду с бензиновым блоком на заводе сооружались собственная ТЭЦ, водопровод, канализация. Задолго до окончания монтажных работ был укомплектован штат обслуживающего персонала установок.  Так, в 1945 г. для освоения нового процесса на завод  приехали выпускники ремесленных училищ  из Саратова, Ярославля, Баку, Грозного. На работу в Орск направлялись выпускники Грозненского нефтяного института и Уфимского нефтяного техникума.  Бензиновый блок был введён в эксплуатацию во 2-й половине 1946 г. А 1 сентября 1947 г. введена в промышленную эксплуатацию  1-я очередь завода № 228 [7].

Впоследствии завод № 228 был включён в состав Орского нефтеперерабатывающего завода им. Чкалова (ныне ПАО «Орскнефтеоргсинтез») в качестве одного из цехов.

Библиографический список

1. Иголкин А.Д. Нефтеперерабатывающие заводы, поставленные в СССР из США по ленд-лизу // Бурение & нефть. - 2007. - N 5 [Электронный ресурс]

http://burneft.ru/docs/archived_docs/articles_tek/40

2. Орский филиал Государственного архива Оренбургской области (ОФ ГАОО). Ф. Р-105. Оп. 1. Д. 3. Лл. 8 – 8 об.

3. ОФ ГАОО. Ф. 123. Оп. 1. Д. 33. Л. 131.

4. Постановление ГКО № 8590с от 16.05.1945; Постановление ГКО №9307с от 05.07.1945.

5. ОФ ГАОО. Ф. 123. Оп. 1. Д. 34. Л. 13.

6. ОФ ГАОО. Ф.Р-123. Оп. 1. Д.34. Л. 189.

7. ОФ ГАОО. Ф. Р-123. Оп. 1. Д. 39. Л. 18

 

Автор:

Нижник Елена Васильевна