Размер шрифта: Стандартный Средний Большой Контраст: Белый Черный
• Карта памятных мест Орска, посвященных ВОВ • Орск дореволюционный
 

Коллекция музейных предметов, связанных с Первой мировой войной, в фондах Орского краеведческого музея

27 октября 2014

К началу Первой мировой войны Орск был небольшим городом, уездным центром Оренбургской губернии с населением 21425 человек [4, с.222]. Жители города занимались ремёслами, переработкой зерновых и скота, а также торговлей сельскохозяйственной продукцией. В 1913 г. началось строительство железной дороги Оренбург – Орск, которая должна была в 1916 г. [1, с.6] связать Орск стальными путями с губернским центром, а через него со всей страной и дать новый толчок в развитии города. Однако из-за начавшейся войны строительство магистрали резко сбавило темпы. К 1917 г. дорога была проложена от Оренбурга только до станции Сара, что в 50 километрах от Орска. Тем не менее, сооружение железной дороги, хоть и не в прежнем темпе, продолжалось. Кроме вольнонаёмных рабочих, на этой стройке использовались военнопленные. Война разрушительно сказалась на сельском хозяйстве. Мобилизация в армию наиболее трудоспособной части сельского населения, а также нескольких тысяч лошадей вызвали расстройство этой отрасли экономики уезда.

В первые месяцы войны отправились на фронт части, которые находились на постоянной дислокации в Оренбурге: 191-й пехотный Ларого-Кагульский полк и два батальона (2-й и 4-й) 192-го пехотного Рымникского полка. С началом мобилизации 191-й полк сформировал второочередной 331-й пехотный Орский полк [3]. В составе всех этих воинских частей воевали жители Орского уезда. Призывники направлялись не только в регулярную армию. Так как часть территории уезда входила в состав земель Оренбургского казачьего войска, то уже к 7 августа 1914 г. казаки - жители уезда отправилась на фронт в составе 8-го, 9-го, 14-го и 15-го Оренбургских казачьих полков второй и третьей очереди [2, с.37]. Ещё одна категория мобилизованных была направлена в дружины государственного ополчения.

Коллекция музейных предметов по истории Первой мировой войны начала формироваться сравнительно поздно. Частично это объясняется особенностями истории нашего музея: он был открыт в 1939 году как геологический. Полноценные краеведческие коллекции стали формироваться только с 1950-х годов. К этому времени круг потенциальных сдатчиков существенно сузился: часть  участников Первой мировой войны погибла в гражданской и Великой Отечественной войнах, либо выехала и потеряла связь с городом. Часть семейных архивов была уничтожена катастрофическими наводнениями р. Урал, которые происходили в ХХ веке через каждые 6 – 10 лет (с 1919 по 1957 гг. случилось 6 наводнений, во время которых почти полностью затапливалась историческая часть города, где, в основном, и проживало коренное население). Особенностью коллекции является то, что вначале она формировалась как собрание материалов участников не мировой, а гражданской войны, многие из участников которой побывали на фронтах последней войны Российской империи. Поэтому, например, в коллекции фотографий людей, принимавших участие в гражданской войне, много снимков периода Первой мировой.

Большое количество предметов атрибутировано недостаточно полно. Если говорить о фотографиях, то, как правило, известны только фамилия и примерная датировка. Отношение к Первой мировой войне в советское время  было таково, что многие её участники предпочитали не углубляться в подробности своей службы в Русской императорской армии. В том случае, когда снимки передавали в музей родственники уже умершего ветерана, информации для атрибуции было ещё меньше.

Г.И. Занузданов, полный Георгиевский кавалер. 1919 г.

Основная часть коллекции – это фотографии. Работа по выявлению в фондах музея снимков периода Великой войны ещё не закончена. На сегодняшний день обнаружено 43 фотоснимка. Подавляющая часть из них сделана в фотоателье. Исключением является снимок артиллериста И. Сосарева, сделанный на фоне пушки. Солдаты, отправляясь на фронт, стремились запечатлеть себя для родных. Об этом говорят подписи на обороте снимков. Фотоколлекция представлена портретами земляков, воевавшими в различных частях регулярной армии и флота, в полках Оренбургского казачьего войска, а также в ополчении. На одной из фотографий 1916 г. изображен Яков Степанович Лысенко с двумя сослуживцами. У всех троих на фуражках ополченческие кресты. Интерес представляет фотография орского казака Ф. Абдрашитова, сделанная в 1916 г. после его возвращения из австрийского плена. Часть фотографий участников Первой мировой войны относится  к более позднему времени: к 1920-м – 1930-м гг. Галерею портретов дополняет акварельный рисунок георгиевского кавалера штабс-капитана С.Я. Лопушинского, сделанного на фронте.

Полный Георгиевский кавалер С.Я. Лопушинский. Акварельный рисунок.

По музейным предметам можно выявить, как называли эту войну сами её участники. Так, на латунном кофейнике, привезённом с фронта жителем пос. Банный Орского уезда казаком В.Д. Шундриным, выгравирован текст: «В.Д. Шундрину. Въ память Австро-Германо-Турецкой войны». Кроме текста -  монограмма императора Николая II, рисунок солдата у стола с закусками и голубя с письмом в клюве. Другой вариант названия войны можно обнаружить на иконе ХIХ в. «Святой великомученик Иоанн воин». В начале ХХ в. она была обновлена. В нижней части, по позёму, сохранился следующий текст: «… Отечественной войны отъ аландских казаков бывших (?) в 9 Оренб. каз. атамана Падурова полку 1916 г.». На обороте иконы записаны 15 фамилий дарителей, либо прихожан, заказавших обновление иконы. По всей видимости, эта икона предназначалась для церкви посёлка Аландского Кваркенской станицы Оренбургского казачьего войска.

Кофейник В.Д. Шундрина.

Среди документов интерес представляет Вдовий вид крестьянки М.В. Кизяевой, муж которой был убит в сражении 30 июня 1915 г.

Часть коллекции раскрывает историю Орска этого времени. В технический отдел сооружения железнодорожной линии Оренбург – Орск продолжали поступать документы. В фондах музея хранятся чертежи, отпечатанные на светочувствительной копировальной бумаге (синьки) и полученные в 1915 году.

Чертёж «Проект каменного жилого дома на станции 4-го класса - главный фасад - фрагмент.

Город поддерживал связь с 331-м Орским пехотным полком. Об этом говорит театральная афиша благотворительного спектакля любительской труппы города, сбор с которого поступил на подарки  Орскому полку.

Театральная афиша благотворительного спектакля.

Горожане приобретали облигации военного займа 1916, 1917 гг., несколько экземпляров которых находятся теперь в музее. Формой благотворительности был выкуп почтовых марок «Жертва галичанам», которые печатались в Оренбурге. Вырученные средства шли на помощь участникам боёв в Галиции. В фондах музея хранятся марки достоинством 5 и 10 копеек, выпущенные в 1915 году.

Сюжет о пребывании в Орском уезде интернированных граждан стран Тройственного союза, которых было принято называть военнообязанными, представлен фотографией австрийского подданного Димитра Груи. Правда, этот снимок сделан уже в Румынии, куда Д. Груя уехал после окончания гражданской войны в России.

Процесс выявления музейных предметов, связанных с Первой мировой войной, в Орском краеведческом музее ещё не закончен. Параллельно продолжается работа по атрибуции предметов.

Список источников и литературы:

1. Вдовенко А. История Орского отделения Южно-Уральской железной дороги. – Орск,   2000. – 148 с. – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://history.opck.org/ulitsy/85-p.html

2. Ганин А.В., Семёнов В.Г. Офицерский корпус Оренбургского казачьего войска 1891 – 1945: Биографический справочник. – М.: ЗАО «Изд-во «Русский путь», 2007. – С. 37.

3. Давыдов Ю.М. Полки 48 пехотной дивизии Русской императорской армии в городе Оренбурге. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://okvsk.ru/polki-48-pehotnoy-divizii-russkoy-imperatorskoy-armii-v-gorode-orenburge.html

4. Черкас Т.Г. Орск: от крепости до города. – Орск: ОГТИ, 2010. – С. 222.

 

Автор:

Нижник Елена Васильевна