Размер шрифта: Стандартный Средний Большой Контраст: Белый Черный
• Карта памятных мест Орска, посвященных ВОВ • Орск дореволюционный
 

Городская усадьба купца II гильдии В.М. Литвака

1 июля 2020

Градостроительство на рубеже веков

Конец XIX - начало ХХ вв. - эпоха технического прогресса, развития торговли и промышленности. В это время кардинально меняется облик многих городов Российской империи: купцы и владельцы частных городских предприятий ставят перед архитекторами принципиально новую задачу - создание изящных и многофункциональных жилых построек.

Улица Большая (в наст. время - ул. Советская) нач. ХХ в. В левой части снимка виден фрагмент усадьбы В. М. Литвака.

Вместе с тем в градостроительном законодательстве Российской империи происходят серьёзные изменения, влекущие за собой формирование качественно иного подхода к городской архитектуре. Прежде чем начать строительство, горожане были обязаны предоставить проект с указанием места постройки, положения усадьбы на плане города, изображением фасада и разреза, а также приложить планы прочих сооружений (кладовых, лавок и амбаров) с подробными пояснениями. Проект рассматривался строительным отделением губернского правления с указанием протокола утверждения и в дальнейшем подписывался губернатором, губернским инженером и архитектором. 

Таким образом, к началу XX в. губернские правления берут на себя роль «проводника» профессионального зодчества и становятся центрами распространения новаторских идей в сфере градостроительства и архитектуры.

Проект дома А. Ф. Маца (1903 г.), как пример плана усадьбы кон. XIX - нач. ХХ в.

Эпоха модерна

Точную дату покупки усадебной земли, как и её первого владельца, установить не удалось. Вероятно, данный участок, расположенный в одном из центральных районов уездного города, был приобретён Литваком-старшим до 1903 г.  

Здание, некогда принадлежавшее купцу II гильдии, возведено ориентировочно в 1905 - 1907 гг. (стоит отметить, что при изучении местной архитектуры рубежа XIX - ХХ вв. возникает неизменная проблема, связанная со сложностью полной атрибуции памятников). Для строительства цоколя усадьбы использовался качественный местный камень. Кроме существующего дома на территории усадьбы располагались хозяйственный флигель и конюшня с каретником.

К моменту постройки первый этаж дома занимало торговое помещение, второй - жилые апартаменты (рабочий кабинет, гостиная, столовая, спальня, детская, комната для прислуги, прихожая и коридор), а в подвале находился склад для хранения товаров и винный погребок. Благодаря установленному на крыше огромному железному баку усадьба была оснащена водоснабжением. В правой части здания размещались широкие кованые въездные ворота. 

После 1910 г. В. М. Литвак приобретает территорию соседней усадьбы, тем самым увеличив прежнюю площадь почти вдвое. Однако недостаток отпущенного времени и финансовые проблемы не позволили владельцу перестроить сложившийся архитектурный комплекс.

Общий вид городской усадьбы В. М. Литвака

Фасад особняка выполнен в актуальном для 1900-х гг. стиле модерн с использованием классических мотивов. В декоре аттика (декоративной стенки над карнизом) присутствует интересный элемент - своеобразный восточный «иероглиф», значение которого до сих пор является предметом споров. В целом архитектуру модерна отличает отказ от прямых контуров в пользу более плавных «природных» линий. Работавшие в данном направлении мастера стремились создать одновременно эстетичные и многофункциональные здания, уделяя внимание не только внешнему виду, но и малейшим деталям интерьера. Все конструктивные элементы, - двери, лестницы, окна, балконы этого роскошного дома - художественно обрабатывались. 

Таким образом, все основные отличия дореволюционных построек, - их грандиозность, рационально использованное пространство, изящество, просторные, светлые и комфортные жилые комнаты - в полной мере прослеживаются на примере данной многофункциональной усадьбы.

Оригинальная дверная ручка из усадьбы В. М. Литвака

В наши дни утрачены небольшие балконы с узорными решётками и проезд под домом в правой части здания, однако на втором этаже сохранилась изящная отделка потолка альфрейной потемневшей от времени росписью. В превосходном состоянии находятся кафельные печи и камины германской работы, заслуживающие отдельного упоминания: каждый имеет оригинальную цветовую гамму и характерные черты. Так строгие изумрудно-чёрные классические камины (образцы югендстиля), расположенные в бывшей гостиной и рабочем кабинете купца, сильно отличаются от перламутрово-розовой и бирюзовой кафельных печей в комнатах, предназначенных для отдыха. Решётки каминов представляют собой растительный узор, - переплетение стилизованных листьев и веток растений - напоминающий нам цветочные орнаменты с полотен австрийского художника Альфонса Мухи.

Судьба Владимира Литвака

Купец II гильдии Владимир Максимович Литвак (1882 - 20.09.1918 гг.) происходил из семьи бывшего военного фельдшера, открывшего собственное торговое дело после упразднения Орской крепости. Старший брат Владимира, - Михаил Максимович - также занимался торговлей и проживал вместе с отцом в двухэтажном доме, расположенном по адресу ул. К. Маркса, 4 (до 1920 года улица именовалась Гоголевской). Братья окончили Орское городское четырёхклассное училище. С 1915 г. Владимир занимал должность уездного земского гласного.

Михаил Максимович Литвак

В возрасте двадцати шести лет В. М. Литвак венчается по православному обычаю. Его юная супруга - семнадцатилетняя дочь умершего отставного фельдфебеля и сестра городского головы Таисия Агаповна Канфер (1891 г. - ?). Вскоре в семье появляется четверо детей.

Владимир Максимович Литвак с супругой Таисией Агаповной

Осенью 1918 г. В. М. Литвак добровольно вступил в Красную армию. Через четыре дня после мобилизации во 2-й Орский полк представитель известной торговой династии был убит в сражении на Кумакских высотах (в официальных документах сказано: «погиб за рабоче-крестьянское дело»). Вероятно, этим поступком купец спас свою семью.

В 1930 г. дом был изъят у хозяев. На основании решения Орского городского Совета депутатов №88 от 25.03.1998 г. особняк признан памятником истории и культуры. В наши дни в здании бывшей купеческой усадьбы располагается библиотека им. Т. Г. Шевченко.

Улица Советская, 80-82. Снимок 2020 г.

Источники и литература:

1. Фонд ОКМ В 13190, ИК 12521, ИК 12523

2. Научный архив ОКМ. Р. 185. Д. 16 Проект реконструкции усадьбы В. М. Литвака. 1993 г.

3. Устав строительный [Текст] (Св. зак. т. XII, ч. 1, изд. 1900 г.): с разъяснениями по решениям Правительствующего Сената и циркулярам Министерства внутренних дел, и извлечениями из других частей свода законов / сост. О. П. Бертинский. – СПб.: Изд-во А. Я. Канторовича, 1902. - 343 с.

4. Леготина А. В. Специалисты Строительного отделения Оренбургского губернского правления и их роль в развитии южноуральской архитектуры начала ХХ в. / А. В. Леготина // Вестник культуры и искусств. - 2017. - №4 (52). - С. 167-172.

5. Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. / Горюнов В. С. - СПб.: Стройиздат, 1994. - 360 с.

6. Пирожкова И. Г. История строительного законодательства Российской империи. / И. Г. Пирожкова. – М.: Канон, 2008. - 288 с.

7. Стернин, Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX - начала XX века / Г. Ю. Стернин. - М.: Сов. художник, 1984. - 296 с.

 

Автор:

Крыгина Екатерина Дмитриевна