Размер шрифта: Стандартный Средний Большой Контраст: Белый Черный
 

Генпланы развития Орска 1928 и 1935 годов и их реализация

четверг, 11 Марта, 2004 года

Темы статьи: Краеведение Архитектура

Первый после окончания гражданской войны градостроительный план Орска был разработан в 1928 году. По сути, это был план переноса города на другое место. Причина переноса - постоянная угроза затопления Орска во время весеннего наводнения. Городские власти опасались, что «в сильный паводок Урал пророет новое русло по середине Орска и большая часть его будет разрушена и смыта водой». На укрепление берегов Урала нужно было затратить огромные средства, которыми город не располагал. А потому президиум Орского горсовета и губисполком «признали целесообразным отступить перед стихией, перенести город на новое место, близ станции Орской ветки Ташкентской ж. д.». Предполагалось, что в дальнейшем город будет развиваться на Кумакской возвышенности. Новый Орск должен был занимать территорию примерно 1 тысячу гектаров, а общее количество населения согласно плану должно насчитывать до 100 тысяч человек. В целях экономичности транспорта предполагалось использовать в основе планировки радиальную систему с прямоугольным заполнением в секторах. Промышленный район по этому плану предполагалось разместить в юго-восточной подветренной стороне города возле железной дороги со стоком поверхностных вод от города.

Планом предусматривалось устройство специальной площади для гражданских манифестаций, площадок для физкультуры, базарной площади и пр. В северной части нового города предусматривалось строительство аэродрома. План был утвержден президиумом губисполкома 12 мая 1928 года, но так и не был воплощен.

13 июля 1931 г. Малый президиум Средне-Волжского краевого исполкома Советов постановил признать «перенос г. Орска на новое место нецелесообразным». Видимо, это решение было связано с существенной корректировкой пятилетнего плана в 1930 - 1931 г.г. Ведь первоначально он не предусматривал строительство в Орске крупных промышленных предприятий.

Начиная с 1931 года для Орска создается новый Генеральный план. К его разработке была привлечена одна из групп западноевропейских архитекторов, сторонников школы Баухауз. Они были приглашены правительством для ускорения решения градостроительных проблем и работали в мастерской № 3 Горстройпроекта. Руководителем группы был назначен голландский архитектор Март Стам. В ее состав входили немецкие архитекторы Лотта Беезе, Конрад Пюшель, Филипп Тольцинер, швейцарец Ганс Шмидт и венгр Тибор Вайнер.

Генеральный план, разработанный западноевропейскими архитекторами, представляет особый интерес в связи с тем, что Орск стал в числе нескольких городов полигоном для воплощения в жизнь новаторских градостроительных идей. Одной из них была концепция соцгорода, которая предусматривала создание комплексных поселений при крупных промышленных предприятиях. Соцгород был задуман как основной элемент расселения, структура которого обеспечивала равные по удобству и уровню культурно-бытового обслуживания условия для всего населения. Для нового Орска была выбрана территория, лежащая в стороне от старого города, на другом берегу Урала. Новый Орск должен был занимать территорию 1040 га при населении 125 - 150 тыс. человек . В первом варианте Генерального плана, разработанном западноевропейскими архитекторами для Орска, использован принцип децентрализованного ленточного города, который предусматривал четкое разделение на промышленную и жилую зоны, отделенные друг от друга парковым поясом. Под промышленную зону была отведена лучшая по рельефу и по грунтовым условиям площадка, расположенная к северу от поймы р. Урал и к востоку от р. Елшанки, т. е. район занимаемый ныне Южуралмашзаводом, механическим заводом, ТЭЦ. Таким образом ведущую роль в формировании архитектурно-художественного образа города стали играть промышленные предприятия. Территория для жилой зоны отведена в долине р. Елшанки (на правом ее берегу) к западу от промплощадки. Было решено ограничить ее с востока долиной р. Елшанка, с юга поймой р. Урал и с запада горной возвышенностью. Вдоль паркового пояса, который должен был располагаться по берегам Елшанки, предполагалось разместить общественные учреждения. А за ними широкой полосой с юга на север жилые дома, сгруппированные в кварталы. План, разработанный под руководством М. Стама, одобрен не был.

После отъезда М. Стама в конце 1934 года руководство дальнейшим планированием принял на себя Ганс Шмидт. Он сохранил прямоугольно-решетчатую структуру и направление главной улицы с севера на юг. Его вклад, по мнению швейцарских исследователей, заключается в превращении поперечной оси, соединяющей жилую зону с промышленной, в полноценный городской центр, где предусматривалось размещение важнейших общественных зданий. Такая планировка достойна внимания в том смысле, что к тому времени еще не были ясны идеальная структура и образ современного города. Достижения европейского градостроительства конца 1920-х годов основывались на опыте строительства поселков и расширения городов. Центр же оставался при этом без внимания. Несколькими кварталами севернее и южнее главного центра были запланированы районные центры.

Новый вариант Генплана был разработан в 1935 г. и утвержден Совнаркомом РСФСР после вторичного рассмотрения 27 ноября 1936 г.

Фактически строительство города было начато еще до утверждения Генплана. С 1933 года начал застраиваться квартал № 8, запроектированный с северо-востока от центральной площади и предназначенный для заселения работниками Локомотивного завода. Впоследствии этот район - между проспектом Мира и улицей Московской, проспектом Ленина и улицей Станиславского - стал известен как Соцгород. В момент начала строительства западноевропейские архитекторы выехали в Орск, уточнили план и контролировали ход строительства до 1937 г.

В проекте квартал представлял собой микрорайон с элементами системы обслуживания. Наряду с жилыми домами в квартале № 8 запроектированы детские ясли, детсад, школа, столовая, клуб, кафе, продовольственный магазин. Как отмечают современные архитекторы, пространственно-планировочная структура квартала характеризуется свободным расположением корпусов, отнесенностью в глубину квартального пространства детских учреждений и использованием жесткого ритма в расстановке домов по нынешнему Музыкальному переулку. Не только планировка города, но и архитектура отдельных зданий была решена в функциональном ключе. В их числе - детсад (пер. Музыкальный 14), детясли (ныне станция скорой помощи), первый в городе пятиэтажный дом (проси. Мира, 26) (архитектор Т. Вайнер), 3-этажные жилые дома по просп. Мира, а также жилые дома по пер. Музыкальному (№ 4, 6, 10, 12, 16). Три из них (№№ 4, 6, 10) спроектировал архитектор Абрахам. В функциональном стиле задумывался и Дом советов. Суда по эскизу, здание должно было состоять из длинного административного комплекса, в котором выделяется гладкий высокий куб зала совета, опирающийся на богато расчлененный первый этаж, так что он просматривается с главной площади с трех сторон. Узкие высокие окна подчеркивают общественную функцию здания .

При обсуждении проекта Генплана на пленуме Орского горсовета 5 августа 1936 года выяснилось, что направление основных магистралей, размещение городских центров, планировка в целом возражения не вызвало. Однако аскетичный стиль зданий местное руководство не удовлетворило. Поэтому в постановлении было специально оговорено, что "архитектура (домов, построенных в квартале № 8 - Е. Н.) <...> требует коренного улучшения. При проектировании новых жилых домов, Пленум обращает серьезное внимание Горстройпроекта на разнообразие типов домов, архитектурных деталей и проч.".

В 1936 г. в областной газете сообщалось, что проектные эскизы Социалистического города, а также альбомы фотографий, посвященных строительству нового индустриального центра, намечается послать на Всемирную выставку в Париже 1937 г.

Оценивая Генпроект 1935 года в целом, современные архитекторы находят в нем определенные недостатки: механистичность планировочной сети и транспортных связей, малые разрывы между промышленностью и жильем, недостаточно рациональную связь старого города с новым. Вместе с тем механистичность сети компенсируется выделением главных улиц, широкими бульварами, ведущими к предприятиям; контрастным сочетанием 18 геометрии промышленно-селитебных комплексов с живописными реками и горами.

На судьбу проекта Генплана нового Орска оказало влияние несколько факторов. Один из них - ведомственные противоречия. На протяжении 1930-х годов одновременно с разработкой Генплана Орска отраслевыми организациями велись планировка и строительство поселков при строящихся нефтеперерабатывающем заводе, никелькомбинате, мясокомбинате. Очень часто при этом стремились приблизить поселки к проходной, не считаясь с санитарными нормами и зонами разрыва между вредными цехами и жильем. Ведомства, не очень заинтересованные в Соцгороде, неоднократно поднимали вопрос о его ненужности. В 1937 году в связи с консервацией Локомотивстроя строительство жилья на Соцгороде было передано никелькомбинату и на некоторое время заглохло. В проекте письма председателя Оренбургского облисполкома К.Е. Васильева председателю СНК СССР В.М. Молотову, подготовленного в январе - феврале 1937 года, были такие строки: "В связи с тенденцией "Главникельолово" строить жилье вблизи Никелевого комбината, финансирование строительства Соцгорода в 1937 году совершенно прекращается." В апреле на заседании президиума горсовета, проходившего в присутствии председателя облисполкома, секретарем горкома ВКП(б) А.Е. Цвилиховским был поднят вопрос: "Надо , чтобы облисполком решил, будет строиться Соцгород или не будет". В ответ К.Е. Васильев заявил: "Когда Франкфурт был здесь, он предлагал <...>, чтобы все капиталовложения, которые будут идти по линии Орска вкладывать исключительно в Соцгород <...>. Мы не разделяли такой точки зрения и сейчас не разделяем, но у Вас созревает мысль также неправильная, чтобы отказаться от постройки Соцгорода и начать строительство на базе старого Орска <...> Нужно исходить, что у Вас в перспективах будет - Никель <...>, Крекинг, Мясокомбинат <...>, Паровозный завод <...> и планирование Металлургического комбината, где будет строиться сейчас сказать трудно, мне кажется будет ясным одно, что и новый Соцгород и ныне старый город Орск придется соединить в единый город."

Вскоре строительство в районе Соцгорода возобновилось: в 1938-1941 гг. были достроены заложенные ранее жилые дома. Было также построено несколько домов и клуб (ныне Дом торговли), но уже не по проекту Г. Шмидта.

Начавшаяся Великая Отечественная война также внесла свои коррективы. Массовая эвакуация людей и предприятий и связанное с этим строительство, осуществлявшееся различными наркоматами без оглядки на Генплан, часто несогласованно и без взаимной увязки, привело к необходимости разработать новый Генплан. Планировка Орска, разработанная Архитектурно-планировочной мастерской НККХ в 1942 году не была утверждена. Новый Генплан Орска был разработан в феврале - октябре 1946 года в мастерской №2 Гипрогора под руководством И.Н. Ратько.

В итоге Генплан 1935 года был воплощен лишь в виде квартала №8, да и то лишь частично. Правда, последующие разработки в той или иной степени ориентировались на Генплан 1935 г. В частности, в Генплане 1946 г. сохранились направление главной улицы, расположение центра города, больничного городка (на нынешней ул. Новосибирской). Реализованная часть проекта Соцгорода в 1993 году решением №367 Малого Совета г. Орска признана памятником градостроительства.

 

Автор:

Нижник Елена Васильевна